Я психотерапевт. У меня не бывает дня, когда подобные истории не всплывали бы. Казалось бы, это закономерно. Ко мне приходят люди, чтобы справиться со своими психологическими проблемами. Можно предполагать какой-то травматический опыт у них. И, казалось бы, очевидно, что опыт сексуального насилия — один из самых тяжёлых видов психологической травмы.
По идее за пределами моего кабинета должно быть как-то спокойнее с такими историями.К сожалению, это не так. Из тех, кто звонит на горячую линию по поводу насилия, до психолога доходит едва ли каждый сотый. Скорее намного меньше. И в полицию обращаются единицы по причине недоверия к ней, отсутствия всяческой поддержки жертвы, череды довольно унизительных опросов и обследований, для того чтобы доказать вину нападавших. А вернее, для того чтобы доказать "невиновность" жертвы. В прошлом году суд в Кыргызстане оправдал двух насильников 14-летнего подростка.
Ребёнка похитили, напоили и изнасиловали, а после обращения в суд снова похитили и заставили написать, что "соитие произошло по согласию сторон". Никого не смутило, что групповое насилие было совершено взрослыми дееспособными мужчинами над несовершеннолетней. Судья решила, что "девочка сама виновата".
О феномене обвинения жертвы написано довольно много. Очень часто, когда речь идёт о семейном или сексуальном насилии, общество становится на защиту преступника.
"Бьёт — значит, есть за что". "Изнасиловали — наверняка вела себя, как шлюха", "Изнасиловали вашего ребёнка — родители плохо воспитали". Все эти реакции, кстати, прекрасно продемонстрированы в некоторых комментариях к записям тех, кто поделился своим болезненным опытом. Эти комментарии ранят и добавляют боли. Но их не избежать. Обвинить жертву — это распространённое искажение мышления.
Это искажение — следствие работы логического мышления, которое всегда ищет причины случившегося. Но когда данных недостаточно (преступник не найден или найден, но не раскаивается, а обвиняет жертву и требует сострадания к себе), возникает растерянность. И сознание находит опору в какой-то конструкции, помогающей снижать тревогу. Одной из таких конструкций является вера в справедливый мир.
Вера в справедливый мир — явление, которое в 1980 году описали социальные психологи Лернер и Миллер, — подразумевает, что "вселенная" каким-то образом следит за людьми и их поведением и награждает подопечных за хорошие поступки, наказывая за плохие. Поэтому если с жертвой происходит что-то плохое, то она это заслужила. А если что-то ужасное происходит с ребёнком, то это для тех, кто верит в справедливый мир, означает, что наказаны родители. Наверняка они что-то делали не так, вот почему это случилось.
Вера в справедливый мир — один из видов примитивной защиты психики от хаоса и непредсказуемости внешнего мира. Магическое мышление, лежащее в его основе, было свойственно нашим далёким доисторическим предкам. Когда рядом с человеком происходит что-то действительно ужасное, стресс может привести к тому, что весь тонкий слой цивилизации и навыков логического мышления, которым человечество пользуется всего несколько тысяч лет, по сравнению с сотнями тысяч лет эволюции вида, отключается.
И в ход идут самые древние, "проверенные веками" способы совладания с ужасом. Эти способы мы также наблюдаем у тех, кто отрицает явление насилия. "Со мной такого не происходило, значит, этого не существует" — древний способ закрыть глаза, замереть и таким образом стать невидимым для неведомых злых сил.
К счастью, человечество развивается и у нас появляются новые способы защищать себя. Не прятаться от ужаса. Не замалчивать проблемы, пользуясь ещё одним архаическим магическим ритуалом "не буди лихо", не произноси имя беды, молчи о том, что случилось, чтобы оно тебя миновало. Намного более адаптивный способ — изучать проблему, вооружаться знаниями и опытом, собираться вместе и решать её. Именно это позволило выжить человечеству. И так поступают сейчас люди, которые объединяются и поддерживают друг друга, рассказывая о проблеме насилия.
Свежие комментарии