Кажется, слово «феминизм» стало ругательным лишь потому, что в сознании людей как-то криво укрепилась мысль, что это про делёжку власти между мужчинами и женщинами. Но никак не про равноправие, равноуважение или хоть сколько-нибудь про симметричные отношения. Тому пример — скандал с рекламной кампанией Reebok «Ни в какие рамки», где женщины в спортивной одежде, в разных позах окружены разными смешными и не очень слоганами.
Больше всего фейсбуки «бомбануло» от фотографии героини телеграмм-канала «Женская власть» Залины Маршенкуловой с фразой «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо».
Вот тут, по идее, нужно сделать все приличные оговорки, чтобы писать текст дальше. Я феминистка, но феминизм понимаю совсем не как борьбу, а как последовательную образовательную работу, в которой есть следующее важное соображение: полов больше, чем два.
Если нужно отдельно в этом разобраться, то можно просто зайти в Википедию и почитать, что категория «пол» делится на три подкатегории: «биологический», «социальный», «психологический». А там внутри такая чехарда, что сам черт ногу сломит. Соответственно, ни о какой борьбе между двумя кланами речи не идет, идет полномасштабная война всех со всеми. И мое личное убеждение, что войну эту можно прекратить, просто приняв факт, что нет никакого смысла по полу определять социальные роли и правила поведения. Зато есть смысл говорить об уважении, правах на самовыражение, на свободу и недопустимость дискриминации.
И вот здесь — самое тонкое и нежное место. Потому что отсюда начинаются вопросы про качество разговора. Как вести эту самую образовательную беседу? Можно ли залезть на табуретку и размахивать флагами?
Можно ли писать в комментариях «вы чертов абьюзер» несогласным? Можно ли неполиткорректно шутить? И до какой степени можно? Как вообще удержать баланс, тем более в публичном поле?И нет универсального рецепта, что можно, а что нельзя. Это всегда крестовый поход по сердцу человека, быстрая пробежка по минному полю чужих проекций и травм. Порой то, что допустимо в дружеской беседе, может быть неоднозначно трактовано и превратно истолковано широкой аудиторией. (Одни, например, смотрят на ролик Gilette и пишут «Браво», вторые кричат: «Здесь нет ни одного хорошего белого мужчины», третьи скептически замечают «Вся проблема в том, что женщина, как и раньше, всего лишь объект, который можно или нельзя трогать», четвертые просто трясутся от того, что «какая-то бритва учит нас жить».)
Мое мнение — то, что может быть высмеяно на кухне или в личном телеграм-канале, не может быть ретранслировано крупной компанией в рамках нового рекламного имиджа. (Сейчас, правда, активно обсуждается версия, что дескать вся рекламная кампания была лишь частью большого спецпроекта с «Батенькой», но что-то пошло не так.)
Почему? Да просто потому, что Залину Маршенкулову читает 20 тысяч человек, которые привыкли к ее языку, к ее шуткам и понимают контекст. А на Reebok подписано 323 тысячи самых разных людей. И милейший и прекраснейший каламбур «Слезь с иглы... и пересядь на...», обернутый в шутку о куннилингусе, — превратился в отрывистое сексистское неуважительное высказывание по отношению к мужчинам от лица компании Reebok.
Это типичный сбой коммуникации: адресат не распознал, кто его адресант; и сообщение в процессе доставки умудрилось трансформироваться во что-то малопотребное. Кстати, «Горе от ума» о том же. Если помните, в письмах потом Пушкин пенял Грибоедову, что Чацкий глуп, потому что «первый признак умного человека — с первого взгляда понимать, с кем ты имеешь дело, и не метать бисер перед свиньями». Если отвлечься от свиней и бисера, а просто немного подумать, то что мы имеем сегодня в сухом остатке.
Первое. До обидного странно увидеть у Reebok трусливый и глупый пиар. Мало того, что не подготовили аудиторию — не выпустили л с героинями накануне, не рассказали о них ни слова, а на голубом глазу запилили «нечто, потенциально вирусное». В конечном счете еще умудрились удалить ту самую скандальную картинку с «иглой мужского внимания», прикрывшись правилами Instagram. Контент якобы не предназначен для детей до 18 (Это был намек на куннилингус, ребят? Намекать, если что, можно).
Второе. Вирус получился. Вокруг меня — отличные и не очень шутки разных брендов про «иглу мужского внимания». Теперь все пересаживаются с него на «здоровое питание», «автомобиль», «усы Игоря», «качественный фитнес», «самолет до Питера» и даже «настоящие бургеры».
Третье. Никакого разговора о феминизме. Есть вялые попытки поговорить про обратный сексизм («сядь ему на лицо» будто бы равно фразе «соси член»), но, если ковырнуть историю, ее начало, середину и конец, становится понятно, что феминизм — отдельно, сексизм — отдельно, а ошибки коммуникации — отдельно.
И четвертое, самое симпатичное, на мой взгляд. Интересный разговор про допустимость шуток в рекламе и медиа, про толерантность, про уважение, про чувство меры и вкуса. Вот скопом вопросы, на которые нет и не будет однозначного ответа. Хотите поговорить? Тогда лучше об этом:
Может ли бренд транслировать образ жизни?
Может ли бренд учить свою аудиторию, как жить?
Допустимы ли в рекламе сексистские шутки? Если да, то какие?
Не надоел ли вам этот мир, полный скучной толерантности?
Как быть, если слово «феминизм» стало обзывательством?
Можно ли хайпить на феминизме? И если да, то как?
Свежие комментарии