На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Eduard
    Ведьма!Урсула фон дер Ля...
  • Eduard
    Эта ведьма не имеет права требовать!Урсула фон дер Ля...
  • Александр Конкин
    Им бы радоваться миролюбию ВВП, а эти придурки, постоянно нарываются. Надо поднять вопрос оккупированной пшеками Силе...Дуда заявил, что ...

КАК ВОСПИТЫВАЛИ РУССКОГО ДВОРЯНИНА

Главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Причем, согласно дворянской этике "честь" не дает человеку никаких привилегий, а наоборот делает его более уязвимым по сравнению с другими. Помимо стандартных правил хорошего тона: в какой руке держать вилку или когда необходимо снимать шляпу, воспитание основывалось на ряде этических постулатов.

Была существенной необходимость владеть собой настолько, чтобы быть приветливым и учтивым даже с тем, кто не проявляет к тебе симпатии. Но и демонстрировать обиду, не предпринимая никаких действий для выяснения отношений с обидчиком считалось признаком дурного воспитания.

Еще совсем недавно мы имели возможность видеть стариков из дворянских фамилий, кого жизнь при советской власти порядочно потрепала. Тем не менее в их поведении не было ни намека на озлобление или истерики.

От дворянина требовалась храбрость и выносливость. Эти качества высоко ценились и старательно прививались детям.Необходимо было развивать ловкость и физическую силу. Обычно дворянские дети обучались верховой езде, фехтованию итп. Такие физические нагрузки были призваны не только укреплять здоровье, но и способствовали формированию личности.

Следовало уметь подавлять в себе эгоистические интересы.

Отличительной чертой людей, вращающихся в свете, являлось невозмутимое спокойствие, которым проникнуты все их действия и привычки, от самых существенных до самых ничтожных. Они спокойно едят, спокойно двигаются, спокойно живут и переносят утраты своих жен и денег, тогда как люди низшего круга не могут донести до рта ложку или снести оскорбление, не поднимая при этом неистового шума.

Если светский человек совершает какую-то неловкость, он легко заглаживает ее своим хладнокровием, вместо того, чтобы смутившись, еще больше ее усугубить. Умение скрывать от посторонних глаз "мелкие досады и огорчения" считалось обязательной чертой воспитанного человека. Хорошо владеющий собой человек владел и ситуацией. Умел направить беседу в нужное русло, переключить внимание собеседника. Сдержанный человек не обременяет окружающих личными неприятностями и переживаниями.

Умение "нравиться" также было очень важным для людей света. И это не просто вежливость, а своего рода утонченная любезность, предельная доброжелательность к людям. "Быть приятным в обществе - это единственный способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя".

Умение хорошо выглядеть, начиная от элементарных правил гигиены и аккуратности в одежде активно прививалось дворянским детям. Правила хорошего тона требовали, чтобы самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто.

Особая изысканность манер проявлялась в умении вести себя одинаково в отношениях с людьми как более высокого общественного положения, так и стоящих значительно ниже. Важным являлась приветливость и деликатность, соблюдалась вежливость, широкое гостеприимство и радушие. Но подчеркнутое внимание к окружающим разумеется было не в ущерб его заботе о собственном достоинстве. к которому дворяне относились с такой щепетильностью. Но именно чувство собственного достоинства заставляло их вести себя внешне очень скромно. Не стараться казаться умнее в обществе, в котором находишься.

"Прибегай пореже к рассказам и рассказывай разные истории только тогда, когда они к месту и очень коротки. Никогда не бери никого за пуговицу или за руку для того, чтобы тебя выслушали, ибо если человек не склонен тебя слушать, лучше не придерживать его, а вместо этого придержать свой язык. Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром."

Но вместе с тем было важно уметь отстаивать свое мнение, возражать против мнений других, если они неверны, но чтобы выражения и тон были мягки и учтивы.

Нравственные нормы усваивались дворянскими детьми прежде всего в кругу семьи. Дворянская семья объединяла более широкий круг людей, чем современная семья. Как правило, в семьях было много детей разного возраста, было много дядей, тетей, двоюродных и троюродных братьев и сестер. Понятие "родни" включало в себя людей, связанными настолько дальними узами, что современному человеку они не показались бы даже поводом для знакомства.

Многочисленные родственники могли активно вмешиваться в воспитание детей. Но безусловным и не подлежащим обсуждению являлся авторитет отца. Особое внимание уделялось воспитанию послушания родителям и почитания старших.

Отношение к детям в дворянской семье в наше время может показаться несколько строгим и жестким. Но эту строгость не стоит принимать за недостаток любви. Воспитание было ориентировано на норму и традиции в дворянском кодексе чести и в правилах хорошего тона.

Ссылка на первоисточник
наверх