70% украинских женщин, которые сидят за убийство, убили собственного мужа.
Ирина из небольшого городка Рава Русская, что на Львовщине, пришла на могилу своего мужа через несколько дней после того, как его похоронили. Как и следовало ожидать, вдова плакала и шептала едва слышные слова прощения. В день похорон она физически не могла проводить его в последний путь - сидела в следственном изоляторе по подозрению в убийстве. Это именно она отправила его на тот свет, выстрелив из винтовки.
По стране прокатилась эпидемия изнасилований и публичного, на людях избиения женщин. Это видимая и небольшая часть проблемы: тысячи женщин ежедневно страдают от семейного насилия. Дети это видят и вырастают готовыми бить и насиловать.
Насилие в семье - это как революционная ситуация: может вылиться во все что угодно.Говорю об этом без всякой иронии. Оно может так существовать и не вылившись в какой-то взрыв. Могут произойти изменения без драм и трагедий, то есть эволюционным путем. А может так встряхнуть, что всем станет страшно. Убедился в этом, работая над сценарием и съемками документального фильма медиа-центра «Розмай» «Женщины, которых бьют».
В состоянии аффекта
Игорь и Ирина жили в одном из так называемых ДОСив, т.е. за аббревиатурой от «Домов офицерского состава». Игорь свое время служил прапорщиком и получил квартиру от воинской части. Был женат, но развелся. А потом встретил Ирину.
Когда они познакомились, то Игорь попросил ее помочь выбрать ему ковер. Она согласилась. Он тогда намекнул: «Выбирай хорошо, потому что для себя выбираешь».Ирина говорит, что не придала значения его словам. Но через некоторое время они поженились. Она была у него уже второй. Как только затем с выяснила Ирина, жена бросила его из-за того, что он ее пытался бить, но она дала ему решительный отпор.
Первый раз Игорь ударил Ирину примерно через полгода после свадьбы.
Когда родная сестра Ирины Галина показывала нам ее фото до женитьбы, то разница с ней сегодняшней выглядела поразительной. Дело не только в том, что Ирина стала старше на тринадцать лет. Она выглядела очень симпатичной молодой женщиной, сама внешность которой свидетельствовала, что она хочет жить и наслаждаться жизнью.Сегодня она устала от жизни с потухших взглядом.
За тринадцать лет жизни в браке она родила троих детей. А также - у нее выбиты глаза . Есть зрачок есть, но она ничего не видит. «Он ударил в глаза, - говорит Ирина, - Кровь пошла, все залилось. Произошло отслоение сетчатки. Я была в Киеве хотела на операцию идти. Но не собрали достаточно средств. Направили меня во Львов на группу.Сразу дали третью группу инвалидности. Сказали, что уже ничего не поможет ».
У нее выбиты глаза. Кроме того, в нее дважды сломана челюсть, несколько поломанных ребер, она прихрамывает на одну ногу. Ну а простых синяков не счесть.
Когда мы сидели у нее дома на кухне, то Ирина открыла погреб и рассказала, что ныне покойный муж загонял ее в этот склеп, закрывал крышку, а сам ложился сверху спать, чтобы она не могла оттуда вылезти.
Вы думаете, что Игорь выглядел чертом с рогами и сразу было видно, что он насильник?Ничего подобного. Мы имели возможность увидеть домашнее видео со свадьбы Ирининои сестры Галины, где он был за заводилы. Чрезвычайно милый, энергичный, остроумный человек. Пожалуй, мы встречаем людей, которые дома превращаются в монстров - но мы об этом даже не подозреваем.
Почему она терпела все это? Она отвечает просто: «Любила. Верила, что все изменится ». Объясняет, что хозяин был хорош.
В тот день Игорь выпил, как это нередко с ним случалось. Он вернулся с улицы с ружьем в руках, где стрельнул несколько раз - он имел незарегистрированное оружие. Якобы хотел попасть в собаку. Лег спать с ружьем в руках. сказал жене: «Я пленник немецкий солдат, а ты советский боец. Я сплю, а ты стоишь у меня на страже ».
Он словно стал засыпать. Здесь закапризничал на балконе их маленький сын. Она направилась к нему. Хотела забрать из рук Игоря ружье, а оно выстрелило. Ирина испугалась и убежала. Через некоторое время подошла к нему осторожно, он лежал в той же позе. А под ним она разглядела кровь. Так сама Ирина описывает события того трагического дня.
Когда на место происшествия приехала скорая помощь, то врачи лишь констатировали смерть. Милиция арестовала Ирину в качестве подозреваемой. Но вмешались соседи. Женщины с Ирининого двора в один голос говорили, что она уже отбыла свою каторгу. Они писали письма в различные инстанции. Требовали освободить Ирину из-за решетки. Сначала ее выпустили на подписку о невыезде. А потом суд признал, что она совершила убийство в состоянии аффекта и не стал его наказывать.
Наталья Грищенко, директор Центра по делам семьи и женщин Деснянского района Киева, утверждает, что
«70 процентов женщин, которые сидят за убийство, убили собственного мужа. Они очень долго терпели. Но они срываются и в состоянии аффекта происходит криминальная ситуация ».
Ирина тоже вызвала милицию, когда Игорь стал бить ее. «Она ходила в милицию, - говорит соседка Мария Томчани, - Обращалась в милицию. И соседи обращались.Милиция не хотела приехать. И быстрая тоже - после того, как он ее раз побил, что она и сознание потеряла. Быстрая говорит, что мы без милиции не поедем. А милиция говорит, что мы его знаем и мы не хотим с ним связываться. Они говорили: «нет трагедии - значит мы не можем ничего сделать». Ну а трагедия, видите, произошла ».
Специалисты констатируют: в обществе существует представление, будто семейное насилие - это сугубо внутреннее дело.
Мол, супруги должны же разобраться. Поэтому и неохотно вмешивается в это милиция.Поэтому избитые женщины очень часто стараются не выносить сор из избы, ведь боятся общественного осуждения, мол, «а что люди скажут?».
Это при том, что Украина приняла законы, призванные защищать женщину от насилия.Впрочем, психолог Центра работы с женщинами Киевской городской госадминистрации Ольга Курапов считает, что действуют законы неэффективно. «Закон вроде и есть, - говорит она, - но как могут например расселить мужчину и женщину, если в семье насилие?».
По мнению Людмилы курганов, юриста Херсонского областного центра «Успешная женщина», закон работает только в том случае, «если муж жену избил до полусмерти. То есть если жена получила серьезные телесные повреждения. Это уже карается законом ».
Екатерина Левченко президент Международного правозащитного центра «Ла Страда - Украина» утверждает, что домашнее насилие рассматривается как административное правонарушение. «Следующий шаг, - говорит она, - совершенствование законодательства в этой области - должно быть криминализация домашнего насилия».
Встать и выйти
Однако, есть примеры женщин, которые не ждут защиты от милиции, а действуют самостоятельно.
Кто бы мог подумать, что известная врач и предприниматель Ольга Богомолец из тех, на кого человек поднимал руку!
«Терпела, пока мужчина не начал это делать в присутствии детей, - рассказывает она, - Когда он сделал это при детях, то я взяла троих детей и ушла гола и босса как стояла.Вернулась к родителям. Человек относился к этому очень агрессивно. Сказал, если я ушла, то я должен жить, как я хочу. Он материально помогать не будет, вещей не отдаст.И я начинала жизнь с нулевой отметки. Но помню это чувство - это было невероятное чувство счастья. Когда не было денег ни на памперсы, ни на яблоки, но было такое чувство окрыления, когда ты просто понимал, что ты можешь спокойно прийти домой.Что ты можешь сам строить свою жизнь и тебя ничто не позорит ». Она рассказывает это и так счастливо улыбается, как вспоминает приятные моменты своей жизни.
И я начинала жизнь с нулевой отметки. Но помню это чувство - это было невероятное чувство счастья.
Женщину, которая ушла от мужа, мы нашли в Херсоне. Мать двух дочерей Наталья нашла после побега от мужа способ обезопасить себя - стала небольшой бизнес-леди: она арендует киоск, в котором продает всякую-всячину, от жевательных резинок к пиву.
В свое время она, будучи разведенной, встретила того, кто показался ей, как говорится, ее мужчиной. Они стали жить вместе. Но через некоторое время он начал поднимать руку на жену. «Я никогда не сталкивалась с этим в своей семье, - говорит Наталья, - У меня отец никогда не оскорблял женщин. Я воспитывалась так, что нельзя оскорблять женщину. Когда это произошло у нас, то я была в панике. У него что-то не получалось, то он срывал зло на мне. На моих детях ».
Нам милиционеры сказали, что как будет у вас топор в спине торчать, то мы будем рассматривать ваше дело
Дочь Натальи Ирина вспоминает: «Когда в очередной раз он решил показать моей сестре, что она не так подмела, как это требовалось от нее, он взял ремень и начал ее избивать. По лицу, по рукам, по спине. Я пыталась выхватить этого ремня и получила удар по лицу. Я ударилась о дверь и оказалась в больнице с сотрясением мозга. Нам милиционеры сказали, что как будет у вас топор в спине торчать, то мы будем рассматривать ваше дело ».
Наталья поняла, что надо уходить от такого агрессора. Но идти было некуда. Она позвонила на специальный телефон доверия и узнала, что существует приют для женщин в ее ситуации. Именно туда она и отправилась.
Я там побывал вместе с ней. Приют это несколько комнатный дом в саду, где могут пересидеть ситуацию жертвы насилия. Наталья охотно показывала комнату, где она жила вместе с беременной женщиной, которая тоже сбежала от мужа - насильника.
Директор херсонского убежища для женщин, пострадавших от домашнего насилия Людмила Кумпан говорит, что их задача «оказать эмоциональную поддержку женщинам. В тот момент, когда они в этом нуждаются. У нее есть право или уходить из семьи, или оставаться. Те женщины, которые могут менять свой стиль поведения, они прилагают усилия. Они идут из семьи. Но это не так просто. Надо сказать себе: я так больше не могу и будет по-другому ».
Правда, подобных приютов в Украине не более десятка. Херсонский спонсирует американская благотворительная организация. Специалисты советуют, что если нет подобных учреждений, то все равно надо найти выход, надо искать, где можно было пересидеть, обращаться к психологам за поддержкой. Проявить волю и выход все равно найдется.
Наталья решила, что киоска для нее уже мало. Она начала подумывать об открытии небольшого кафе. Мужчины пока не нашла, но верит, что и здесь у нее будет все в порядке.
В Швейцарии тоже бьют, но ...
К сожалению, Украина не одинокая страна, в которой по семейным стенами мужчины бьют женщин. Эта проблема характерна для всего мира. И везде сталкивались с консервативными представлениями о том, что это чисто семейное дело. Так же считали в Швейцарии. Правоохранители могли вмешаться только тогда, когда женщины жаловались. А женщины часто этого не делали по тем же мотивам, что и наши - боялись вносить на люди.
Но швейцарцы приняли закон, домашнее избиение - это преступление. Теперь полиция не должна ждать обвинения от женщины. Если кто-то услышал, что происходит насилие, то он может вызвать полицию. Если полиция обнаруживает признаки насилия, то правонарушителя забирают и запрещают возвращаться домой. На первый раз в две недели Но могут и арестовать.
Эксперт по гендерным вопросам гражданка Швейцарии Мира Дюрончич рассказывает:
«Ему запрещают приближаться к дому, вообще заходить на эту улицу. Даже если он владелец дома. Полиция забирает ключи от квартиры и сообщает мэрию, руководство на работе. Последствия серьезные. Ибо к мужчине начинают относиться как к преступнику. Если он будет искать работу или другое жилье, будет ему нелегко.
Мужчина получит наказание. Это может быть штраф, а также его заставят посещать специальные курсы корреляции поведения. Начальные программы длятся по полгода. Раз в неделю мужчины должны прийти на встречу. Занятия ведут психологи.Мужчины обсуждают то, что они совершили, воспроизводят ситуацию. Часто им становится стыдно. Они начинают понимать, совершивших преступление ».
Маловероятно, что на наших мужчин подействуют какие-то курсы. Кажется, мы консервативны. Но это все равно не причина, чтобы женщины молчали. Только в случае огласки, протестов против агрессии мужчин можно эту беду побороть. Иначе придется терпеть. А терпение может вылиться в трагедию. Потом самой же женщине будет больно, что она до такого дотерпилася.
Статья написана при поддержке Центра информации по правам человека.
Свежие комментарии