Рискую подвергнуться жесткому остракизму даже близких друзей и услышать в свой адрес гневное «фу!» или презрительное «фи!» от многих других, но ответственно заявляю: футбол – это действительно красиво.
Ко всем гневающимся: господа! Прошу прощения за трюизм, но мы с вами, как говорится, по одну сторону баррикад: те, кому известны мои политические взгляды, это подтвердят.
Да, я согласна: этот ЧМ – пир во время чумы, и я сама была против него с самого начала, хоть моего мнения никто и не спрашивал... Ну, а дальше здесь должен был быть громадный абзац, который я удалила, ибо куда лучше моего о трагизме нынешней футбольной дилеммы написал уважаемый С.Белковский – рекомендую к прочтению: и о корреляции внешней и внутренней политики с мундиалем, и о политизации футбола (и спорта вообще), и о том, как нам всем к этому относиться.Я же хочу остановиться как раз на презрительных «фи», коих в моей ФБ-ленте достаточно: граждане, и пошто же вы так честите окаянный этот футбол?! И ведь что показательно: желчи в комментариях тех, кто против, гораздо больше, чем неприязни к ним тех, кто за. И ладно бы футболоненавистники низводили, допустим, только фанатов: среди них и впрямь хватает весьма одиозных персонажей. Но нет - хают и саму игру. Как «диванный» болельщик, я к футбольным радостям никого не принуждаю: ну не видите вы в этом никакого смысла да и ради Бога! Зачем же по сотому разу склонять этот навязший в зубах тезис про 22 миллионера, катающих что-то круглое по чему-то плоскому (на потребу плебса, разумеется)? Или вот вам образчик такой себе декадентской риторики от популярного публициста (на мой взгляд, с претензией на то, что интеллигентный человек и футбол – вещи несовместимые): «Тяжело быть небоярским.Не могу понять людей парализованных футболом. Я как инопланетянин рассматриваю увлеченных в коммуникативную трубу. Недоумение – мой позывной. Как это может быть интересно? Хотя девка-статистика говорит, что футбольных интересантов на планете подавляющее большенство. Путешествия? Искусство? Конечно же – «да»! Я понимаю захватывающее кино. Понимаю увлекательную книгу. Мне доступен интерес к информации, событиям, политике, анализу… Мне привлекательна в людях тяга к знаниям и увлечение науками. Я разделяю простую человеческую страсть к сексу, деньгам, музыке и картам. Понимаю и порицаю болезненные страсти от тяжелой любви до тяжёлых наркотиков. От глупого алкоголя, до еще более глупого казино… Но футбол… Это о чем? В чем прикол?..». Орфография и пунктуация автора сохранены, а вот за "небоярского" я бы на месте Михал Сергеича обиделась.
Так вот, трёп про двадцать два бугая – всего лишь передёргивание высказывания Дж.Б.Пристли, известнейшего английского писателя и драматурга: прожил он ровно девяносто лет, писательством занимался пятьдесят, а футбол любил всю жизнь. Возвращаясь его афоризму: «Говорить о болельщиках, что все эти люди платят свои шиллинги, дабы посмотреть, как 22 наёмника пинают мяч, всё равно, что сказать: скрипка – это дерево и струны, а «Гамлет» - бумага с чернилами».
Ну, а на вопрос «в чём прикол футбола?», я могла бы привести массу развернутых ответов – футбольная вселенная крайне многообразна! Это и зашкаливающие эмоции футболистов и болельщиков: слёзы радости и отчаяния… разочарование и шок – когда в мире всё вдруг меняется за четыре секунды до финального свистка. Это интрига – взрывная смесь профессионализма, фарта, непредсказуемости и борьбы. Это контракты стоимостью в десятки миллионов долларов на одного… а вы бы от них отказались, если б умели так?.. «Не все, бегущие на ристалище, получают награду. Так бегите, чтобы получить!» (из послания коринфянам апостола Павла, на минуточку: о бегунах, борцах, кулачных бойцах и пр.). А ещё это звёзды, всеобщие кумиры – те, кто достиг в этих низких истинах совершенства: на сегодняшний день – К. Роналду, Л. Месси, А. Гризманн, Суарес, Неймар – кого вам еще назвать в нарушение второй библейской заповеди?.. Наверное, прав был Ф. Беккенбауэр, знаменитый немецкий «пинатель мяча»: «Футбол – самая существенная из всех несущественных вещей».
И для половины человечества футбол – живая жизнь… Наверняка у каждого болельщика есть истории, связанные непосредственно с футболом – хотела рассказать вам свои.
Первой больше тридцати лет. Я была совсем юной девой и студенткой легендарной Плешки (в то время МИНХ им. Г.В.Плеханова). Представьте: летняя сессия, экзамен по программированию… а у меня – любовь-морковь, страсти-мордасти, все дела. Но речь не о том! Накануне, 15 июня, на ЧМ-86 советская сборная проиграла команде Бельгии: в основное время счет был 2:2; в дополнительное бельгийцы поднажали… в итоге - 4:3. 1/8 финала, убийственный матч! Как же рубился мой любимчик Игорь Беланов: все три гола – его! Да, это были и триумф, и драма не только сборной СССР, но и киевского «Динамо» - команды великого Лобановского…
На фото: сборная СССР; со спины - И.И.Беланов (заби-и-и-и-л!)
Полночи мы с друзьями оплакивали свои несбывшиеся мечты: наши вылетели с чемпионата мира, и это после того, как на голову разбили венгров (6:0) и вничью сыграли с французами (1:1). А в семь утра я уже сидела в автобусе и ехала к первой паре – сдаваться. Открыла конспект с лекциями, наугад повторила три билета… и – будь что будет! А вдруг мой футбольный бог в качестве компенсации подложит мне билет, который я знаю.
Ясен пень, билет я вытащила совсем другой… но Бог все-таки есть. Препод, удивившись ступору моих знаний, поинтересовался, что же стряслось с такой успешной студенткой. Я призналась… Как сейчас помню увлажнившийся взгляд лысого препода (внешне прям брат-близнец А.Розенбаума!) - и дальше мы с ним, позабыв про экзамен, стали «рисовать стрелочки», обсуждая детали матча: и злонамеренное судейство Э.Фредерикссона, и явный офсайд Яна Кёлеманса, и футбольный гений Беланова, и ошибки Бессонова с Демьяненко. «Ладно, давайте зачётку!.. Пять поставить не могу – сами понимаете, - взял себя в руки препод, - а «четверку» заслужили: вы – наш человек!».
На фото - заход Я.Кёлеманса.
Вторая зарисовка. Наверняка вы помните исторический четвертьфинальный матч Россия – Нидерланды на ЧЕ-2008. Наши пацаны бились с фаворитом турнира – и как: сотворили чудо! Дай Бог здоровья капитану нашей сборной А. Аршавину (и не важно: где, с кем и как он сейчас – я про тогда!): это был пример того, как один человек может поднять не то что с колен - с дивана!.. целую страну. Безусловно, не только он сделал игру, хоть и был признан игроком матча: возможно, тогда у нас все-таки была команда, сравнимая с той самой командой В.Лобановского… Сравнимая по темпераменту, энергетике, духу и даже профессионализму… и почему, когда говорят о русских, в приоритете – дух, душа, и только потом – профессионализм?
Тот матч я смотрела с братом и нашими детьми 6-ти и 8-ми лет. Какой же красивый был футбол… по мнению многих экспертов, один из лучших матчей российской сборной! 1:1 в основное время (причем, мы забили первыми, но голландцы незадолго до свистка сравняли счет); в первой добавленной пятнадцатиминутке – ничего, кроме дико напряженной игры на поле и моих танцев с бубнами у телевизора. И когда Аршавин спустя всего три минуты после гола Торбинского влепил свой, это были не просто именины сердца всех российских болельщиков… 3:1!.. Это был взрыв… торнадо… момент истины, который абсолютно необходимо пережить хотя бы раз каждому болельщику. Как только закончился матч, мы, все четверо, повинуясь безотчетному порыву, выскочили на улицу, кинулись к машине – благо, брат не пил! Душа рвалась к своим, требовала даже не разделить – обрушить на сограждан шквал радости, гордости за свою страну, который владел нами. Те, кто был тогда в Москве, помнят, как это было… это сейчас такими стихийными акциями никого не удивишь, а тогда всё случилось впервые! Сотни тысяч москвичей высыпали на улицы… все центральные магистрали были запружены автомобилями… на каждом углу - слёзы и братание незнакомых людей… всюду толпы… колоссальная выручка не закрывшихся до утра питейных заведений… Как же люди истосковались по всему этому – по доброй вести (глобальной, одной на всех), которая могла бы их объединить!..
А.Аршавин забил гол: 3:1, урррра!!!
…Назавтра было воскресенье, 22-е июня… День скорби. Абсолютное уважение к победе советских людей в ВОВ в нас с братом воспитал отец. В детстве, с семи моих лет, каждый раз 9-го мы весь день гуляли по Москве, а к вечеру возвращались домой. В шесть часов отец брал нас за руки, и мы втроём вставали перед черно-белым экраном нашего «Огонька» - смотреть и слушать «Минуту молчания».
Наверное, первый раз 22-е июня было связано не с печалью, а с ощущением сопричастности к творению современной истории страны… Уже не припомню деталей, но в 11 утра у меня была назначена встреча в Центре. Поскольку домой вернулись под утро, встать было ох как не просто! Быстро провернув дельце, уже в полдень я возвращалась домой, в Крылатское, вяло перебирая колесами по сонному, разоренному вчерашней гульбой, городу. Слушала «Радио Максимум»: тема, естественно, была одна - наша вчерашняя победа. Ведущий обратился к слушателям: мол, если кто хочет высказаться по этому поводу, звоните. Я набрала номер и… впервые в жизни дозвонилась на радио – причем с первого же раза! «Минуточку, не кладите трубку, вы – в эфире, говорите!..», и через «минуточку» я и сказала на всю страну то же самое, что и вам сейчас. Поразительно, но «эффект бабочки» действительно работает: в течение десяти минут мне отзвонилась куча друзей: из Питера, Омска, Звенигорода, Шереметьево (коротали время в баре аэропорта)… даже бывшая соседка по лестничной клетке – сто лет не виделись! И все мы были на одной волне: мы – вместе, мы – страна, нас объединял футбол. Как давно это было! Кто бы мог подумать тогда, что совсем скоро власть, перевирая всё и вся, будет спекулировать на этой тяге к национальной общности – использовать народ в своих низменных интересах…
И последний пассаж. Если Англия - родина футбола, то Франция - родоначальница чемпионатов мира: в 1928 президент ФИФА Жюль Риме выдвинул идею проведения международных турниров, и уже в 1930 году Уругвай стал первой страной-хозяйкой, принимавшей ЧМ. Сама же Франция дождалась права проводить чемпионат только в 1998 году… и тогда же впервые его выиграла: у себя дома - фантастика! К этому времени турнир приобрел привычный для нас формат: 32 команды, 8 групп, далее - игры на вылет и прочее. В связи с возросшей популярностью футбола, готовностью спонсоров вкладываться (и, как следствие, превращением игры в колоссальный бизнес), мощнейшей поддержки СМИ почти невозможно было остаться в стороне от этого действа - даже тем, кто не очень-то им интересовался. И все же такие люди нашлись, и было их, как минимум, двое: я и мой возлюбленный. О том, что сейчас в мире происходит футбол, а эпицентр всей феерии – здесь, в Париже, мы с милым узнали только по приезде. Ну ладно – он!.. Человек, вообще равнодушный к футболу, но я-то, я?! С моей-то футбольной душой – как я могла упустить такое?.. Хоть убейте – не знаю, а из всех околофутбольных картинок в память впечаталась только одна.
…Сразу после заселения в отель мой мужчина меня покинул: по делам фирмы он должен был отъехать в другой город – ради этого, собственно, мы и прибыли во Францию. На три дня я осталась в Париже одна, вооруженная списком культурных мест, которые собиралась посетить. Список остался невостребованным… ибо всё, на что я была способна, так это, превозмогая тоску, бесцельно бродить по дымящимся от футбольных страстей и июльского солнца улицам, не видя и не слыша ничего вокруг – и ждать, ждать, ждать… и считать часы до возвращения возлюбленного.
И он вернулся, и вернул меня к жизни, а в воскресенье, 12-го июля, мы на весь день поехали в Версаль. Вечером возвращались на такси в Париж… въехали в город, и, по мере приближения к Центру, пробки вдруг стали нарастать с космической скоростью – вокруг кричали люди, автомобильные гудки слились в непрекращающийся рёв. Видимо, наш водитель был ещё одним, кому весь этот мундиаль был по барабану, потому что на мой вопрос «что случилось?», вяло бросил через плечо: «Французы выиграли чемпионат».
Французская сборная со своим заслуженным кубком: сыграть в финале 3:0 с Бразилией - это вам не хухры-мухры!
Каким-то образом нам удалось преодолеть Елисейские Поля и даже выехать на Площадь Звезды, но едва мы втиснулись в круговое движение, как встали намертво. Думаю, излишне живописать светопреставление, творящееся вокруг… Когда же по нашим головам (то есть крыше автомобиля) запрыгали десятки одуревших от счастья болельщицких ног, мы решили спасаться. Делать это пришлось через люк: машины стояли так плотно, что даже дверь открыть было невозможно.И знаете что? Вот этот вот момент: когда, соскользнув с крыши автомобиля, я нырнула вниз – прямо в руки своего возлюбленного, и оказалась зажата между ним и разогретым кузовом нашего такси… любимый обнял меня, прижал к себе… и, выискивая взглядом возможные пути отхода из этой немыслимой вакханалии, прокричал мне: «Ничего не бойся, я с тобой!» - он и есть для меня момент истины в любви. По крайней мере, один из них.
Ну вот… начала про футбол, а закончила о любви, а ведь собиралась без страстей! Закольцую так: если футбол – самая существенная из несущественных вещей, то любовь есть суть всех вещей… ибо всё имеет смысл лишь когда мы любим. Вы как хотите, а я продолжаю! Любить любовь и любить футбол.
Свежие комментарии